Настольные интеллектуальные игры – прекрасный способ провести свободное время в семейном кругу или в компании друзей. Скрэббл, Эрудит или Словодел – яркий пример игры в слова, завоевавшей любовь миллионов людей по всему миру.
Содержание
Что такое Скрэббл
Scrabble (Скрэббл или Скрабл) представляет собой классическую настольную игру по составлению слов из фишек-костяшек с буквами для 2-4 игроков. Слова выкладываются на специальном поле по принципу кроссворда.
Цель игры
Цель игры – из имеющихся фишек на игровом поле составить слова так, чтобы в сумме набрать максимальное количество очков.
Комплектация
Комплектация игры зависит от ее вида (классическая или иная) и издательства. В стандартной версии Эрудита и Скрабла в набор входят:
- игровое поле размером 15 на 15 клеток;
- фишки-косточки с буквами и количеством очков;
- мешок для хранения и перемешивания фишек;
- подставки для фишек по количеству игроков;
- инструкция к игре.
В подарочных наборах прилагается специальный словарь.
История игры Эрудит
Придуманная в конце 1930-х гг. американским архитектором Альфредом Мошером Баттсом игра «Лексико» по задумке автора должна была потеснить с полок магазинов кроссворды и карты. Игрокам, имея на руках девять рандомных фишек с буквами, нужно было составить слова. Каждый ход давал право либо составить новое слово, либо пополнить запасы фишек.
После доработки игра получила доску и название «Criss-Cross Words». Большого успеха обновленная версия не снискала – началась война и развлечения отошли на второй план.
В конце 1940-х гг. права на игру приобрел юрист Джемс Брюно. Баттсу полагался процент с продаж, а все организаторские вопросы перешли к новому владельцу. С подачи Брюно игру переименовали в Scrabble, что в переводе буквально значит «рыться в чем-либо», на поле появились цветные квадраты, увеличивающие ценность слов, а сами правила стали проще. В таком виде она распространилась в разных вариациях далеко за пределы континента.
Настольная игра «Эрудит» – отечественная версия Скрэббла, вышедшая в свет в 1970-х гг. В правила внесли незначительные изменения, а количество фишек увеличили до 129, за счет чего играть могут до 5-6 человек.
Для кого подходит игра
Игра в слова Эрудит подходит как для детей, так и для взрослых. Она помогает расширить словарный запас, развивает логическое мышление, повышает грамотность. Играть можно дома в кругу семьи, в дороге с друзьями или даже с единомышленниками на соревнованиях.
Правила игры
Игра рассчитана на 2-х и более игроков. Наиболее интересно, когда участие принимают 3-5 человек. Слова на поле выкладываются по вертикали и по горизонтали. Они должны читаться либо сверху вниз, либо слева направо. Русскоязычным лингвистическим играм присуще правило использования слов в именительном падеже и в единственном числе. Оно распространяется и на Эрудит. Победителем становится игрок, набравший наибольшее количество очков.
Подготовка
Перед началом необходимо убедиться, что в распоряжении есть все необходимое для игры: поле, фишки, мешок, подставки, место для записи результата и орфографический словарь.
Все костяшки с буквами необходимо перемешать в мешочке. Для определения очередности хода участники могут вытянуть по одной костяшке. Вытянувший ближайшую к началу алфавита букву или пустую костяшку и будет ходить первым.
Каждый участник должен вытащить по 7 фишек. Из оставшихся в центре поля начинающий игрок выкладывает любое слово (например, «эрудит»).
До начала игры также нужно выбрать ответственного за подсчет очков.
Ход игры
Первое слово выкладывается горизонтально либо вертикально по центру игрового поля. Далее игроки по очереди выкладывают буквы так, чтобы получившееся слово содержало в себе букву из расположенных на поле. Составлять отдельно стоящие слова нельзя.
За один ход можно использовать все имеющиеся фишки и составить не одно слово, тем самым заработав больше очков. Сходившему нужно подсчитать сумму очков в получившемся слове и зафиксировать результат.
Количество фишек на руках всегда должно быть равно 7, поэтому после хода их нужно добрать из мешка.
Следует помнить, что поставленную на игровое поле костяшку нельзя двигать.
Разрешенные слова
В игре разрешается использовать слова из стандартного словаря русского языка, в том числе и включенные в него заимствования. Составлять можно существительные в единственном числе (например, кот). Допускается использование слов-исключений, которые употребляются только во множественном числе (например, ножницы). Имена собственные (названия городов, улиц и прочее), сокращения, сложные составные слова находятся под запретом.
Обмен косточек
Игроки вправе использовать свои ходы для замены имеющихся у них косточек. Фишки необходимо положить буквами вниз. Из мешочка нужно достать новые косточки, а старые сбросить туда и хорошо перемешать. Обменявший фишки-косточки игрок должен дождаться следующего хода, чтобы выложить слово на поле.
Пас и пропуск хода
Перед очередным ходом нужно анализировать ситуацию на поле. Иногда выгодней подождать круг и посмотреть, как изменится ситуация на поле. Вне зависимости от того, может участник из имеющихся у него фишек собрать слово или нет, он вправе пропустить ход. Есть ограничение – игроки не могут пасовать друг за другом два раза подряд. В таком случае игра завершается.
Пустышка (звездочка, джокер)
Помимо обычных костяшек с буквами, в комплекте есть пустые фишки. В Эрудите и Словоделе они помечены звездочками. Это фишка-джокер – ее можно использовать вместо любой буквы.
В классическом Скрэббле выложенная на поле пустышка должна там и оставаться до момента окончания игры.
В некоторых версиях игроки могут заменить находящуюся на поле пустышку походящей буквой. Однако оставить ее себе нельзя – фишку нужно использовать в новом слове следующим же ходом.
Составление первого слова
Начинающий игру участник должен составить слово как минимум из двух букв. Расположить его нужно по горизонтали либо по вертикали так, чтобы одна из фишек занимала звездочку в центре поля. Если участники не могут определиться со словом, то можно выложить букву (это, скорее, исключительный случай).
Стоимость букв
В Скрабле и Эрудите количество костяшек с буквами и очков им соответствующих немного различаются.
Костяшек с часто встречающимися буквами (А, Е, И, К, Л, О, Р, С, Т) много, ценятся они ниже. Больше очков принесут малоиспользуемые буквы (Ж, З, Й, Ф, Х, Ц, Ш, Щ, Ъ, Э, Ю).
Подсчет очков и бонусы
Для правильного подсчета баллов рекомендуется составить таблицу, указав в первой строке имена участников. В столбцах нужно вписать набранные игроками за каждый ход очки.
Буквам соответствуют указанные на фишках очки. Раскрашенные на поле клетки помогают приумножить набранные баллы. Посмотреть, каким образом учитываются очки в зависимости от поля, на котором стоит буква, можно в таблице ниже.
Цвет квадрата | Scrabble | Цвет квадрата | Эрудит |
только очки на фишке | только очки на фишке | ||
очки на фишке х2 | очки на фишке х2 | ||
сумма очков со всего слова х2 | сумма очков со всего слова х2 | ||
очки на фишке х3 | очки на фишке х3 | ||
сумма очков со всего слова х3 | сумма очков со всего слова х3 |
Обратите внимание: бонусные очки за попавшее на цветную клеточку слово начисляются только раз – в текущем ходу. Для слов, в которых буква на цветной клеточке будет использована повторно, умножение очков не производится.
Если слово проходит через несколько цветных клеток – это нужно учитывать при подсчете. При пересечении полей, одновременно увеличивающих значения букв и слова, в первую очередь умножаются очки на фишках, затем – сумма со всего слова. Использование всех 7 за один ход фишек поощряется 15 дополнительными очками по правилам Эрудита и 50 – в Скрэббле.
Фишки-пустышки не дают игроку никаких очков.
Завершение игры
Завершение игры происходит при следующих условиях:
- один из игроков выбросил все 7 фишек, а фишек для добора не осталось;
- все игроки последовательно пасовали на протяжении двух кругов;
- один из игроков набрал заранее оговоренное количество очков.
Разъяснение спорных ситуаций
Словарный запас каждого участника индивидуален. При составлении играющим слова у остальных могут возникнуть сомнения в корректности написания или вовсе в его существовании.
Возникающие в ходе игры спорные вопросы по написанию того или иного слова решаются с помощью словаря. Воспользоваться можно как специальным, идущим в расширенных наборах словарем, так и обычным – орфографическим. Если оспариваемое слово удалось найти в словаре, то игроку начисляются за него очки. Написанное с ошибкой или несуществующее слово убирается. Очки при этом не начисляются, а игрок фактически теряет ход.
Как выиграть
Выиграть соперников помогут несколько маленьких тактических хитростей:
- пробуйте первым занять бонусные квадраты, если это невозможно – заблокируйте их для соперников;
- наибольшее количество баллов дают самые редкие и плохо применяющиеся фишки – пытайтесь как можно быстрее их сбросить;
- выложенные на доске можно дополнить и получить дополнительные очки;
- следите за количеством гласных и согласных букв на руках;
- короткие слова дадут вам очки, противнику же будет затруднительно их применить.
В чем отличие игры Эрудит от Скрабла
Основные правила в играх идентичны, ведь Скрабл – это игра-прародитель Эрудита. Однако считается, что у последнего более высокий уровень сложности.
Американский предок дает большую вольность при составлении слов, в Эрудите же разрешены только существительные в именительном падеже и единственном числе.
Пустышка в Скрабле должна оставаться на поле до конца игры, в Эрудите же ее можно использовать повторно.
В Эрудите больше фишек и иное соответствие очков буквам. В отличие от Скраббла в Эрудите отсутствует буква Ё.
Дизайн игр различается по цветовой гамме. Настольная игра Скрабл выглядит ярче и массивней Эрудита.
Вариации и дополнения
На полках магазинов можно приобрести отечественный Эрудит, американский Скрэббл, их необычно оформленные варианты.
Знакомство с играми на составление слов можно начать с Балды – упрощенного варианта Эрудита. У нее меньшее игровое пространство – 25 клеток. В центральной строке прописывается произвольное слово из 5 букв. Затем игроки по очереди вписывают буквы в поля, примыкающие по вертикали или горизонтали к уже заполненным клеткам, так чтобы можно было составить слово. Игра завершается либо с заполнением всех клеток, либо при невозможности составить новые слова.
Более притязательным и опытным игрокам можно попробовать силы в игре Словодел. Правила игры аналогичны Скрэбблу и Эрудиту, а поле увеличено до 256 клеток.
Для развития арифметических навыков подойдет Математический Эрудит, а для улучшения знаний иностранного языка – англоязычная версия игры. Есть также вариации с игральными кубиками, определяющими количество букв, которые игрок должен использовать.
Самых маленьких игроков заинтересуют детский Эрудит и Скрабл Джуниор. Они красочней обычных версий и предназначены для юных игроков в возрасте 5-10 лет. На одной стороне Scrabble Junior слов выкладываются по картинкам-подсказкам. Такой вариант помогает детям в игровой форме изучить алфавит и правильное написание слов.
Популярны и дорожные наборы – небольшие по размеру и оснащенные магнитами (Эрудит “Сила магнита”), не дающими фишкам падать с поверхности поля.
Похожие игры
Ундервуд – карточный вариант Эрудита. Слова составляются из букв, изображенных на картах.
Быстрослов – обратный вариант Эрудита. Фишки выставляются на поле в произвольном порядке. Игрокам необходимо подкидывать новые буквы, пытаясь составить слова. Собравший слово игрок забирает фишки-костяшки себе. Выигрывает тот, кто соберет наибольшее количество костяшек.
Боггл – игра на составление слов на время. Вместо игрового поля здесь специальный контейнер, а фишки заменили кубиками с буквами. Кости перемешивают в коробочке, затем крышку открывают и включают таймер. В течение 90 секунд игрокам нужно найти как можно большее количество слов, выпавших на костях.