Как играть в нарды?

Как научиться играть в Нарды: пошаговая инструкция для начинающих

Наряду с шахматами, нарды являются одной из настольных игр, пришедших с Востока и обладающих обширной историей. Ее правила могут казаться путанными, для стороннего наблюдателя, но уделив внимание правилам и тактическим приемам, становится ясно, что это захватывающая игра, способная принести участникам не один приятный час людям, решившим в нее поиграть. Чтобы было проще понять суть и правильно играть в нарды стоит воспользоваться пошаговой инструкцией.

История происхождения нардов

Вполне ожидаемо, что нарды, как и другие игры, не взялись из воздуха. До появления их в привычном виде, существовали игры, напоминающие нарды отдельными элементами или общей концепцией.

Археолог Леонард Вулли в 20-х годах прошлого века нашел доски, похожие на доски для нардов, на территории нынешнего Ирана. Возраст находки составлял где-то 5000 лет.

Похожую игру можно видеть на стенах египетских гробница, а в Древнем Риме была популярна табула – настольная игра, в которой требуется убрать с поля 15 своих шашек. Правда, сначала их было нужно на него поместить.

Автором, который придумал непосредственно нарды, называют жившего в VI веке визиря Вузург-Михр. Изобрел он их разгадывая тайну игры, которую индийский царь Сачидхарм отправил Хосрову I Ануширвану, царю персов. В представлении визиря-мудреца, доска для нард изображает государства, шашки – народы. Играющие же выступают в роли правителей. 4 зоны доски – это сезоны, 24 пункта – часы.

Вскоре, в VII веке это развлечение у персов переняли арабы, в XII веке крестоносцы принесли нарды в Европу, а к XV они добрались до Древней Руси.

Европейская версия правил для настольной игры в классические нарды, называвшейся на Западе «бэкгэммон» (backgammon), появилась в 1743 году. Автором выступил Эдмонд Хойл.

Говоря о названии, стоит упомянуть, что бэкгэммон и нарды – не единственные варианты. Французский вариант нардов называется Tric-trac, немецкий – Puff, израильский — Sesh Besh, а испанский – Tablas Reale.

Цель игры

Чтобы выиграть требуется убрать собственные фишки с поверхности доски. За это победитель, в зависимости от версии правил, получает от 1 до 3-х очков.

Инвентарь

Фишек в нардах 30 – 15 белых и 15 черных. Общее количество шашек – 30. Все шашки одинаковы, деления на пешек, королей и прочие фигуры, как в шахматах, в нардах нет. Они не имеют устоявшихся названий. Кроме них в набор входят:

  • доска для нард, выполняющая еще и функции коробки;
  • кубики для игры – по 2 на каждого участника, плюс кубик для ставок;
  • стаканчик, с помощью которого проще бросать кости.

Доски бывают 3-х размеров:

  • малые нарды: 40:20:3,5 см;
  • средние нарды: 50:25:3,5 см;
  • большие нарды: 60:30:3,5 см.

Доски для нард производят из различных сортов древесины – дуба, ольхи, ясеня и других. Они могут выполняться из массива или дощечек, самые дорогие нарды украшаются изысканной резьбой и делаются вручную. Но подобные наборы новичку покупать смысла нет. Фишки в этих наборах часто костяные. В более экономичных вариантах, материалом фишек выступают керамика и пластик.

Инвентарь для игры в нарды
Комплект для игры

Разновидности игры

Наиболее распространенных вариантов 2 – длинные и короткие нарды. Между ними следующие различия:

  1. Разная стартовая расстановка на поле.
  2. В длинных нардах нельзя ставить фишку на занятую лунку, зато можно запирать фишки. Это происходит, если перед одной шашкой противника игрок выстраивает 6 своих.
  3. Фишки в коротких нардах идут навстречу друг другу, в длинных оба участника движутся в одну сторону.

Правила игры в длинные нарды для начинающих пошагово

Научиться играть в нарды не так сложно, как кажется. Главное разобраться с правилами. Начнем с длинной версии.

Расположение фишек

Начинается все с раскладки шашек на поле. На старте оба участника выставляют на доске по 15 фишек. Фишки нужно расставлять на своей половине поля, вдоль левой стороны.

Движение шашек

Перед первым ходом выполняется бросок костей. Соперники кидают по одному кубику, называемому «зара». Начинает тот, кто выбросил большее число.

  1. Если в первый полноценный ход фишка, которую можно сдвинуть со стартовой позиции, не проходит (выпало 3:3, 4:4 или 6:6), у участника есть возможность вывести с начальной точки вторую фишку.
  2. Фишки двигаются против часовой стрелки.
  3. Дом белых шашек в нардах – верхняя левая 1/4, черных – нижняя правая 1/4.
  4. Белые ходят по маршруту: нижняя левая 1/4 — нижняя правая 1/4 — верхняя правая 1/4 — дом. Карта движения черных: правая верхняя 1/4 — левая верхняя 1/4 —нижняя левая 1/4 — дом.
  5. Две фишки после броска сдвигаются поочередно на то количество клеток, что выпало на каждой кости, т.е., если выпало 2:3, то первая фишка двигается на 2 клетки, вторая – на 3. Либо, одна фишка перемещается сразу на 5 клеток.
  6. При куше – выпадении дубля – совершается четыре хода, 2 на количество клеток, что выпало на первой кости и 2 на то, что выпало на второй.
  7. Если нужно выбрать только один из пары возможных ходов, нужно выбирать больший.
  8. При невозможности выполнить перемещение на выпавшее значение, ход пропускается. Очки сбрасываются.

Ограничения перемещения фишек и запрещенные действия:

  • Запрещено помещать фишку на точку, уже занимаемую фишкой соперника;
  • Запрещено делить клетки, выпавшие на одной кости между двумя фишками.
  • Блокировать все фишки соперника перед его первой фишкой нельзя.

Вывод шашек

Игрок получает право уводить фишки за борт в тот момент, когда привел их все в дом. Вывод осуществляется соответственно значению, выпавшему на костях. Использовать значения на зарах можно полностью, либо частично.

Возможные результаты партии

  1. Проигравший снял с доски минимум одну фишку – теряется однократный размер ставки.
  2. Проигравший не вывел ни одной фишки и не все привел в дом – он проигрывает двойную ставку. Подобная ситуация называется «марс».
  3. Все фишки находятся в доме, но ни одна не ушла с доски – игрок теряет ставку в тройном размере. Это – «домашний марс».

Помимо обычных длинных нард, существует их подвид – бешенные нарды. В них, если игрок лишен возможности сыграть числа, выпавшие на кубах, их использует перед своим ходом соперник. Если выброшен дубль, то сделав 4 хода, как в классике, необходимо совершить ходы еще и по всем следующим дублям, вплоть до 6:6. Если это выполняется, то игрок получает право бросить кости еще раз. Каждый дубль игрок может снимать со стартовой позиции одну шашку.

Как играть в короткие нарды

Короткие нарды – наиболее распространенная версия. Правила игры в короткие нарды могут показаться кому-то куда более «замороченными», но понять и запомнить их тоже не сложно.

Стартовая расстановка

Игроков двое. Порядок ходов определяет бросок кости. Эти броски выявляют и числа первого хода.

У доски для коротких нард 24 узкие треугольные отметки. Их называют пункты. Они чередуются по цвету. Всего есть 4 группы по 6 пунктов. Для каждого игрока эти отметки маркируются самостоятельно. Нумерация начинается с дома. Пункты белых (обычно – нижних) нумеруются слева направо, пункты черных – справа налево.

Пункты формируют 4 группы:

  • Дом: с 1 по 6.
  • Двор: с 7 по 12.
  • Двор соперника: с 13 по 18.
  • Дом соперника: с 19 по 24.

Дом и двор разделяет выступающая планка – бар.

У обоих игроков есть 15 фишек. Их стартовая раскладка в момент начала партии:

  • по 2 в пункте 24;
  • по 5 в 13-м;
  • 3 фишки в пункте номер 8;
  • 5 – в пункте номер 6.

Кубы свои у каждого. Кроме них, еще один куб с числами 2, 4, 8, 16, 32, 64 нужен для отслеживания ставок.

Движение фишек

Фишки в коротких нардах передвигают исходя из следующих правил:

  1. Числа на костях – отдельные ходы.
  2. Можно суммировать ходы и двигать одну фишку, либо сделать ход двумя, каждой – на число полей выпавшее на одном из кубиков. Первый вариант допустим тогда, когда есть свободный промежуточный пункт.
  3. Двигать шашку разрешено лишь на те пункты, что не заняты белее чем двумя фишками противника.
  4. При выпадении дубля, суммарно совершается 4 хода – по 2 на каждый кубик. Т.е., если выпало 3:3, то выполняется 4 хода по 3 очка.
  5. Обязательно использовать все выпавшие числа, если это не расходится с прочими правилам.

Битье, заряд, выброс шашек из игры

Если фишка останавливает свое движение на пункте, который занимает только одна фишка другого цвета (на блоте), то фишка уходит в бар, а пункт становится побитым.

В случае, если в баре есть фишки, то основной задачей игрока становится зарядка фишек в доме второго участника партии. Заряженная шашка входит в игру – отправляется на пункт, выпавший для нее на кубах. Если оба возможных места назначения заняты, то происходит пропуск хода.

Выводить фишки можно после достижения всеми 15-ю дома. Нужно бросит кубы и:

  • Вариант 1: снять ту фишку, чей пункт соответствует числу на кубах.
  • Вариант 2: переместить любую фишку с большего по своему номеру пункта, вне зависимости от того, занята ли конечная точка движения.
  • Вариант 3: если нет фишек на пункте с выпавшим номером, убрать фишку с того пункта, чье значение меньше выпавшего.

Нельзя выбрасывать фишки, которыми в этот ход бились фишки противника. Запрещено так же выбрасывать фишки, если есть хоть одна в баре.

Удвоение ставок

Нарды стартуют со ставки в 1 очко. Чувствующий себя уверенно игрок может предложить перед стартом хода удвоение ставок. Если оппонент пасует, то теряет очко и сдает партию. Кроме того, он может предложить встречное удвоение.

Варианты завершения

В коротких нардах существует несколько вариантов концовки:

  1. Если проигравший снял минимум одно фишку с доски, он теряет столько баллов, сколько указано на кубике для ставок.
  2. Когда у проигравшего есть фишки в баре или дома соперника, а ни одной своей не снято – проигранные очки утраиваются. Ситуация называется кокс.

Стратегии игры в нарды

Перед тем как обсуждать конкретные тактики, которые помогут побеждать в нардах, обсудим базовые принципы, без которых не будет работать ни одна стратегия:

  • не спешите, но не бойтесь действовать и двигать фишки вперед;
  • активно включайтесь в процесс с самого первого хода;
  • рассчитывайте действия на несколько шагов вперед, выстраивайте мысленно маршруты к выбранной точке;
  • совершив ошибочный ход, не реагируйте чересчур эмоционально.

Не забывайте, что случаи, когда получается всю игру действовать по одной тактике – скорее редкость.

Теперь стратегии:

  1. Создание ловушек для соперника. Роль ловушки может выполнять ряд фишек, блокирующий движения соперника (в идеале, ряд из 4 – 6 фигур). В коротких нардах можно загонять фигуры противника в бар. Такой тактики нужно придерживаться со старта партии.
  2. Блиц, игра на скорость. Скоростная игра в нарды – самая простая стратегия. Важно быстро обходить блоки, сосредоточившись на ликвидации фишек соперника. Большую опасность при такой политике в коротких нардах представляет попадание в бар. Блиц же сосредоточен как раз на одновременном устранении фишек соперника и блокировке пунктов в своем доме.
  3. Обратная тактика.

Важный секрет – держа в уме, что в любой момент может потребоваться смена тактики, нужно оставлять место для маневра, выставляя крючки для других стратегий.

Основные понятия и названия комбинаций

Основные понятия нард:

  • Бар – так называется планка, разделяющая дом и двор в коротких нардах.
  • Блот – пункт, который занимает только одна фишка.
  • Голова – начальное положение фишек в длинных нардах.
  • Даве – удвоение ставки.
  • Зары – кости.
  • Кокс – вариант завершения коротких нардов, когда проигравший теряет баллы в тройном объеме.
  • Куш – дубль.
  • Марс, домашний марс – варианты завершения партии в длинные нарды. В первом случае, проигравший теряет удвоенную ставку, во втором – утроенную.
  • Редабл (басе) – встречное удвоение ставки.

Комбинации в нардах называют традиционно по-персидски:

КомбинацияНазвание
1:1яган
2:1ду-як
2:2ду-бара
3:1сэ-як
3:2сэ бай ду
3:3ду-сэ
4:1чари-як
4:2чари-ду
4:3чари-сэ
4:4дур-чар
5:1пянджи-як
5:2пянджи-ду
5:3пянджи-сэ
5:4пянджи-чар
5:5ду-беш
6:1шеш-як
6:2шеш-ду
6:3шеш-сэ
6:4шеш-чар
6:5шеш-беш
6:6ду-шеш
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: