Настольная игра Етта – это компактная головоломка. Она размещается в металлической коробке чуть больше спичечного и является развивающей игрой-стратегией.
Содержание
Что за игра “Етта”
Слово «Йота» обозначает что-то маленькое, незначительное. Карточная настольная игра Етта действительно имеет маленькие размеры, но увлекательное наполнение – это сочетание логических элементов игры Сет и цветного домино. Для поиска правильных комбинаций нужно подключить внимание и умение принимать нестандартные решения, запоминать большие объёмы информации. Она помогает развивать мыслительные процессы – это своеобразный тренажёр для логики.
На свет iota появилась в 2012 году. Её автор – графический дизайнер, художник из Америки – Gene Mackles. Всемирная организация MENSA, в которую входят люди с высоким IQ, признала и премировала игру iota в номинации «Одна из пяти лучших игр года».
ПОДСКАЗКА. Большую роль в процессе игры имеет элемент случайности. Каждому может повести с раздачей, может удачно выложить первую линию и получить максимальное количество очков за первый ход, но это может не принести победу. Соперник одной картой меняет ход игры и варианты её окончания. Счёт очков происходит на протяжении раунда индивидуально: участник считает личные баллы.
В декабре 2012 года настолка появилась на рынке России благодаря издательству «Стиль жизни».
Цель игры
Для победы нужно набрать наибольшее количество очков, выкладывая линии в вертикальном или горизонтальном направлении из 2 – 4 карт. Они отличаются по трём признакам:
- геометрическая фигура,
- цвет,
- число.
Раунд длится до окончания колоды на игровом поле.
ВАЖНО. Нужно быть внимательным, выкладывая цепочку: расклад должен содержать один общий признак.
Для кого подойдёт
Йота подходит для всех возрастов. Её правила понятны даже ребёнку, процесс игры увлекателен. Если участник ещё не умеет считать, правила можно упросить и оставить одну цель: быстрее избавиться от карт по определённым признакам. Игровой процесс развивает детскую логику, внимание, умение искать ассоциации.
Правила просты, но игрокам нужно много и быстро считать, учитывать расклады всех участников, чтобы подстроить вариант, который не даст сопернику заработать много баллов. Для удачного хода нужно выбрать такую точку линии, чтобы заработать максимальное количество баллов с имеющимся раскладом. Игра понравится любителям пасьянса.
Согласно рекомендациям производителя, игра рассчитана на возраст от 8 лет. На практике, с ней справляются дети от 5 лет.
Коробка с картами помещается в кармане и её удобно брать с собой. Турниры можно устраивать и во время обеденного перерыва, и на отдыхе возле речки. Сыграть можно дома с членами семьи или друзьями.
Количество участников
По правилам, участвовать может от 2 до 4 человек. На практике, их количество увеличивается до 6 и более. Важно, чтобы в начале раунда в колоде присутствовали карты для взятка после хода игрока.
Игровой инвентарь
Комплектация: металлическая коробка, размеры которой 56*60*30 мм, содержит 64 неповторяющиеся карты и правила игры. На них изображены 4 геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник и крест разных цветов. На фигурах всех картинок имеется разное числовое обозначение: от 1 до 4. В комплект входят 2 джокера.
Упаковка из металла, защищает колоду от затирания в процессе хранения, переноски, а также намокания.
ВАЖНО. Учитывая маленькие размеры компонентов игры, нужно выбирать идеально ровную поверхность, чтобы инвентарь не переворачивался. Если компания собралась на природе, ветреная погода усложнит процесс.
Как играть в “Етту”
По правилам игры Етта, перед началом колоду следует хорошо перемешать. Участникам ведущий раздаёт по 4 карты. Их никто из соперников не должен видеть. Подглядывать запрещено.
Оставшуюся после раздачи стопку выкладывают по центру поля. С неё снимается одна карта и кладётся рубашкой вниз. Это отправной пункт игры – начало линии.
Время одного раунда – 10-30 минут.
Каждый игрок выкладывает от 1 до 4 карт, продолжив линию.
ВАЖНО. Каждый новый элемент должен размещаться так, чтобы он соприкасался одной стороной с ранее выложенной картой. У всех картинок одной линии обязательно должен отличаться элемент или быть связанными по одному из признаков.
ПРИМЕР ЛИНИИ. Три карты могут иметь один цвет, например, зелёный. Могут содержать одинаковое числовое значение внутри фигуры, например, два. Так, в линии должны быть представлены три разные фигуры.
Одна линия может состоять максимум из 4 картинок. Если игрок не закончил линию: в ней нет 4 карт, соперник может её закончить и перейти к складыванию новой. Каждая новая цепочка соприкасается с предыдущей хотя бы одной стороной одной карты. Запрещено её продолжать другой линией. Также нельзя образовывать линии отдельно от имеющегося игрового поля.
Особенности джокера:
- Карта джокера может продлить линию, так как соответствует всем признакам. Разработчики ввели его для того, чтобы увеличить количество возможных ходов.
- Джокер не приносит игроку баллы.
- Джокера можно забирать из расклада, при этом заменяя её другой, подходящей по значению. Можно возвращать его в колоду и брать другую карту.
- Если был вытянут джокер из колоды в результате обмена, его нужно использовать в этом же раскладе.
Механика игры:
- Участник выкладывает картинки в линию по одному из признаков.
- Происходит первый подсчёт очков. Для этого нужно сложить все числовые значения на всех картах, созданной линии.
ВАЖНО. При сложении учитываются элементы только что выложенные и ранее размещённые. Карта может быть частью нескольких линий. При таком раскладе игрок получает баллы за каждую линию.
- Линия из 4 компонентов называется цепочка. Если игрок её собрал, заработанные очки удваиваются. Например, если количество числовых значений на 4 картинках составляет 12 баллов, то его нужно умножить на 2. Участник в результате получает 24 очка.
- После подсчёта и записи очков игрок добирает из колоды, чтобы в руке было 4 картинки.
- Ход переходит к следующему.
- Игрок может пропустить ход. Для этого он отбирает карты с руки и кладёт под колоду. После берёт такое же количество с головы колоды. Также можно пропустить ход без обмена.
- Как только из колоды была взята последняя карта, а один из участников выложил свою последнюю с руки, закончив линию, игра заканчивается. Тот, кто совершил последний ход удваивает все очки, которые он заработал в этом раунде.
- Оставшиеся игроки должны считать свои очки, заработанные в ходе игры: сложить все баллы за каждый ход, с учётом бонусов и пропуска хода. Победителем становится тот, кто набрал максимальное количество очков.
ИНТЕРЕСНО. Определить право первого хода можно с помощью двух вариантов:
- Начать игру может самый младший участник раунда.
- Первым будет ходить участник, который быстрее всех крикнет слово «Йота» 20 раз.
Далее ход передаётся по часовой стрелке.
ПОДСКАЗКА. Разновидности линий в игре, за которые засчитываются баллы участнику:
- Все карты схожи только цветом.
- Картинки Йота объединяют исключительно числовые значения.
- Форма – единственная схожесть в линии.
- Одинаковые цвет и число, но разная форма.
- Цвет и фигура – схожие, число отличается.
- Абсолютно разные три характеристики одной цепи.
Мини версия iota разработана для удобства игры во время путешествий или перемены, для сокращения времени на раунд. В таком варианте расклада присутствуют 22 карты со значениями и 2 джокера.
Игра Етта настолько популярна, что люди сами стали изменять правила игры, придумывать новые, приспосабливая их к особенностям компании: упрощать для детей и усложнять для взрослых. Победителем выходит участник, способный видеть возможности для ходов наперед.