Игра в шахматы – одна из наиболее популярных на земле. Это яркий пример того, как игра может стать спортом. Шахматы не являются олимпийским видом и не представлены на олимпиаде. Тем не менее, это факт не уменьшает число их поклонников.
Содержание
Цель игры
Цель игры – сделать так, чтобы сопернику можно было объявить мат. Так называется ход, который ставит в опасность короля, у которого при этом больше не остается ходов для отступления. Если мат поставить не удается ни одной из сторон, то по обоюдному согласию противники приходят к завершению игры в ничью.
Сыграть в шахматы и помериться мастерством в тактическом мышлении могут как взрослые, так и дети. Проводятся различные турниры с присвоением спортивных разрядов. Для взрослых это кандидат в мастера спорта, первый, второй и третий спортивные разряды, на детских соревнованиях можно получить юношеские разряды с первого по третий.
И хотя стартовая позиция фигур в классических шахматах всегда одинаковая, существует огромное число вариаций ходов. Классика шахмат – двое игроков, которые располагаются друг напротив друга за столом над шахматной доской с 64 клетками. Оба получают одинаковые комплекты фигур белого и черного цвета.
В игре существует понятие стиля: позиционного, комбинационного и других. К позиционному стилю относят следующие полезные навыки игры:
- овладение горизонталями и вертикалями;
- умение «связывать» фигуры противника, то есть ставить их в неудобные и опасные положения;
- обеспечение подвижности собственных фигур;
- укрепление позиций собственного короля.
Победа во многом зависит от умения шахматиста работать с позиционным стилем.
История шахмат
Шахматы — это вид спорта, изобретенный в Азии, и заслуживший популярность по всему миру. Родина шахмат – Индия. Доподлинно неизвестно, кто ее придумал. Тем не менее, многое в игре изобрели и привнесли в нее персы, от которых шахматы затем распространились в Европу, где игра наконец-то обрела свое современное название. Оно происходит от персидского «владыка» и «умер» — именно это означают слова шах и мат.
Как играть в шахматы
Правила игры в шахматы достаточно просты, но привести свои фигуры к выигрышу не так легко. Расстановка на шахматной доске всегда одинакова. Передний ряд составляют пешки, а ближайшую горизонталь к каждому игроку занимают ладьи, слоны, кони, ферзь и король. По горизонтали названные фигуры располагаются в зеркальном порядке.
Чтобы научиться играть в шахматы недостаточно знать наименования фигур и фантазировать на тему ходов. Существуют пошаговые раскладки различных комбинаций в разных частях игры, например, эндшпиля, — для обучения игре.
Сходивший один раз игрок должен передать правило хода другому. На международных турнирах существует определенное количество времени, дающееся на один ход.
Задача соперников: рубить фигуры друг друга, пока не появится возможность объявить бой королю соперника (шах) и не превратить его впоследствии в мат. Соответственно, ни при каких обстоятельствах нельзя ставить своего короля под бой.
Шахматная доска и стартовая расстановка фигур
Теория шахмат начинается с изучения основ: с наименований клеток на 64-клеточной черно-белой доске. Мало правильно расставить шахматы на доске, необходимо хорошо ориентироваться на игровом поле.
Расположение фигур, или порядок, всегда выглядит одинаковым образом. Все фигуры в начале игры стоят на своих местах, черный король, к примеру, зиждется на Е8, а белый закрывает собой клетку Е1. Расстановка фигур на доске в рамках турниров производится организаторами до начала игры, в любительских турнирах и в рамках домашних состязаний этим занимаются сами игроки.
Ходы в шахматах
Правила шахмат оставляют за каждой фигурой определенные типы ходов, которые нельзя нарушать. Названия фигур в настоящее время унифицированы, но в просторечье встречаются и другие синонимы. Например, ладья также именуется тура.
Шахматы для детей ничем не отличаются от экземпляров для взрослых. Разве что придуманы некоторые видеоигры по типу «живых шахмат», которые разыгрывают различные сцены при перемещении и бое фигур.
Как ходят фигуры в шахматах
В шахматах первым делом необходимо запомнить вариации ходов для различных фигур, это и есть те первые правила игры для начинающих, без которых дальнейшее развитие невозможно. Проще всего начать с ладьи. Ладья в шахматах следует по собственным целям строго по вертикали либо по горизонтали на произвольное количество клеток. При этом она не имеет права перепрыгивать через другие фигуры на своем пути.
Слон в шахматах предпочитает путь по диагонали также на произвольное количество клеток без возможности перепрыгивания через прочие фигуры. Также эта фигура в просторечье может называться офицером. Королю в отношении свободы перемещения повезло меньше всего – его возможности ограничены всего одной клеткой за исключением ситуации под названием рокировка.
Ферзь в шахматах – наиболее везучая фигура. Она может сбивать все на своем пути по диагонали, по горизонтали и вертикали на произвольное количество клеток, если перед ней не встают другие фигуры. Королева ходит на одну клетку или через всю доску – и поэтому заслуженно является наиболее опасной фигурой.
Для новичков бывают сложными правила ходов пешки. Эта маленькая и относительно многочисленная фигура только единожды может ходить на две клетки вперед – при открывающем ходе. Впоследствии ее передвижения ограничиваются одной клеткой вперед. При достижении последней горизонтали пешка может превращаться в ферзь или любую другую фигуру кроме короля, даже если на доске уже присутствует такая фигура. Чаще всего игроки выбирают ферзь за большие возможности. Пешка, которая дошла до конца, получает все функции настоящей королевы.
Все несколько сложнее с тем, как пешка бьет в шахматах. Пешка не может бить другие фигуры назад, что сильно ограничивает ее потенциал. Более того, она в принципе не может ходить назад в шахматах. Бой происходит на одну клетку вперед по диагонали влево или вправо. Особая ситуация с боем называется взятием на проходе.
Конь в шахматах «скачет» буквой «Г». Две клетки в одну сторону и одна – под углом в 90 градусов. «Лошадь» — единственная фигура, которой дарована способность перескакивать через «своих» и «чужих».
В целом научиться играть в шахматы с нуля самостоятельно возможно. Важно не останавливаться на изучении ходов для фигур разного типа, обращаться к литературе или обучающим видео.
Кто ходит первым
Начало в шахматах за белыми фигурами. Именно они совершают первый ход. Поэтому существует мнение, что белые фигуры имеют небольшое преимущество в игре.
Рокировка
Король в шахматах может поменяться местами с ладьей. На французском это понятие именуется как roque и созвучно слову рок в значении «судьба». Игрок может совершить всего одну рокировку в течение игры, обычно этот прием позволяет одним ходом изменить позицию своего короля, помешав планам противника.
При рокировке король смещается в сторону ладьи по горизонтали на две клетки, а ладья перемещается в противоположную сторону в отношении короля на соседнюю с ним клетку.
Взятие на проходе
Пешка в шахматах двигается на одну клетку, и лишь в самом начале игры имеет право на один ход на две клетки. Именно в этот момент возможно так называемое взятие на проходе. Суть его можно описать в следующей схеме: пешка перемещается на два поля, а пешка соперника бьет ее, но встает не на ту клетку, на которой стояла битая фигура, а на одну клетку назад, — как если бы битая пешка ходила всего на один ход вместо двух.
Шах, мат и пат
Шах – далеко не самое страшное, что может случиться в этой игре с черно-белыми клетками. Шах – это всего лишь объявление позиции, при которой король одного из противников находится под боем: то есть ему угрожает чужая фигура. Обладатель неудачливого короля не может сделать никакой другой ход после объявления шаха, кроме выводящего короля из-под боя или заслоняющего его.
С патом все сложнее – если нет никаких возможностей двигать фигуры, они буквально ограничены возможностями доски и фигурами противника. Тогда объявляют пат в шахматах, который считается ничьей. Для того, кто проигрывает, уход в патовую ситуацию является худшим из зол.
Мат в шахматах – это безусловная победа. Ограничение чужого короля в способности сдвинуться хотя бы на одну клетку в любом направлении называется матом. Чтобы выигрывать в этой древней игре, необходимо обладать тактическими навыками и знать теорию, а также обладать развитой памятью, творческим воображением и смелостью.
Подведение итогов
Партия в шахматы когда-то могла длиться до бесконечности, позднее были введены временные ограничения. По классике это 2 часа на 40 ходов. На следующие 20 ходов соперникам дается 1 час. На завершение партии дается полчаса.
Победить в шахматах можно только единственным способом – объявить мат королю соперника в отведенное время. Если этого не происходит по каким-либо причинам, то говорят о ничьей.
Выигрыш
Теоретически поставить мат шахматист может за 2 хода, 5949 ходов или любое количество ходов, располагающееся между этими двумя числами. Все зависит от мастерства соперников. Тактики в шахматах рассмотрены в многочисленных книгах и статьях по теме.
Ничья
Чаще всего под ничьей в шахматах понимают пат как невозможность сделать ход. Но на самом деле вариаций подобного исхода больше. Невозможность поставить мат в ходе игры также трактуется правилами как ничья. Если на доске осталось слишком мало фигур, чтобы ими можно было поставить мат – тот же исход. Если в течение последних 50 ходов не наблюдалось взятия фигур, и при этом не был совершен ход пешкой, – то снова ничья. Повторять трижды свою предыдущую позицию также не рекомендуется.
Существуют и «технические» вариации ничьей, которые случаются в ходе шахматных турниров. Это правило просроченного времени, при котором противник по каким-то причинам не сумел поставить мат. Наконец, оба шахматиста могут согласиться на ничью в ходе прямого предложения одного из игроков.
Как выиграть в шахматы
Приемы шахматных тактик помогают быстро подняться на некий уровень игры, чтобы обыгрывать новичков. С гроссмейстерами будет несколько сложнее, здесь уже понадобится творческая жилка и умение просчитывать ситуацию на десятки ходов вперед. Можно также избрать обучение в шахматных клубах. Предпочтение отдается тактике, а не стратегии в шахматах.
Наиболее распространенные тактические приемы:
- вилка: одна из фигур создает одновременно угрозу для нескольких фигур противника;
- подтип вилки: коневая вилка, чье преимущество в том, что ее не так легко распознать и избежать ее;
- жертва: за легкостью взятия одной из фигур может скрываться хитроумная комбинация, которая позволит противнику нанести намного больший урон, «жертвуя пешкой» или другой менее ценной фигурой;
- относительная связка: если одна из фигур сдвинется с места, то сделает доступной для нападения одну из более сильных фигур, стоящих за ней;
- абсолютная связка: здесь за одной из фигур стоит король, и передвинуть ее, не подвергнув риску главную фигуру, не удастся;
- отвлечение: здесь в ход могут идти разнообразные приманки и любые ходы, которые могут помешать сопернику сделать ценный ход;
- завлечение: соперника приманивают к определенной позиции, которую представляют как выгодную для него, но на самом деле в будущем здесь будет разыграно сочетание ходов, ведущее к мату;
- извлечение короля: короля соперника вынуждают сделать ход в место, в котором его будет легко атаковать;
- греческий дар: частный случай извлечения короля, в котором его атакуют с края доски после жертвы слона.
Интересные факты о шахматах
Ученые обнаружили взаимосвязь между шахматами и болезнью Альцгеймера: игра действительно помогает предотвратить развитие заболевания.
Если же говорить о внешнем виде фигур и их названиях, то они не всегда были такими, как сегодня. В Средневековье пешки могли различаться по виду: среди них были ткачи, купцы и представители прочих профессий. Отсылки к тем временам сохранились в испанском и немецком языке, в котором слово пешка происходит не от пешего солдата, а от крестьянина.