Настольная игра "Гомоку"

Что такое Гомоку и как победить в этой настольной игре?

Настольная игра гомоку имеет широкую популярность в мире. В нее с удовольствием играют люди разных возрастов. У гомоку много правил и разновидностей, существуют даже спортивные варианты игры.

История игры

Игра зародилась в Древнем Китае в начале нашей эры. Спустя 700 лет мореплаватели рассказали о необычном развлечении японцам. В стране восходящего солнца игру стали называть «Гомоку». Термин переводится, как «пять в ряд». В конце 18 века китайский поэт Т.Кобаяси предложил для головоломки альтернативное название – рэндзю, сравнив выстроенные в ряд кости на разлинованной доске с ниткой жемчуга.

Изначально размер доски для камней был 19х19 линий, а игра в гомоку проходила без запретов. Со временем условия дополнялись:

  • «длинный ряд» перестали считать выигрышной комбинацией;
  • уменьшили размер поля до 15х15 линий;
  • ввели «фолы» для «черных».

В 1998 году в RIF приняты краткие правила выставления первых 5 камней на поле, которые позже были дополнены.

Правила игры

Головоломка схожа с нашими крестиками-ноликами, но на квадратном поле (доске) для гомоку начерчено по 15 или 19 вертикальных и горизонтальных линий. Их пересечения носят название «пункты». Играть должны два человека, первый кладет на доску черные фишки (камни, фигуры го), второй – белые.

Обязательные правила игры:

  • у «черных» право первого хода, обязательно в центральную точку доски. Далее стороны ставят камни произвольно, по очереди;
  • задача – опередив соперника выложить ряд из 5 фишек в любом направлении, в том числе по диагонали;
  • если свободные ходы закончились, а задача игры не выполнена, объявляют ничью.

Условия обязательны для всех разновидностей гомоку. В зависимости от конкретной игры устанавливаются дополнительные ограничения.

Разновидности правил

Цель ограничений – компенсация преимущества «черных». В России популярны следующие виды головоломки:

  1. Гомоку. Поле – 15х15, фолов нет, победная комбинация – прямая линия из пяти камней.
  2. Gomoku с единой фигурой го в центре. Доска – 15х15, первым ходит любой участник (по договоренности) и обязательно в центр.
  3. Ряд из пяти. Границы у поля отсутствуют, фолов нет, побеждает тот, кто выстроил в линию более 5 фигур го.
  4. Трехмерное gomoku. Обычные условия, но разница в том, что игра ведется не на плоской, а на 3д поверхности.
  5. Гомокунарабэ. Доска – 15х15. Победа отдается тому, кто сложил первым ряд из 5 фишек. Вилка 3х3 запрещена для всех, у каждого по 35 фигур го. Если за отведенное количество ходов «черные» не смогли победить, им засчитывается проигрыш.
  6. Международное гомоку. Доска 15х15, первый ход – «черные» в центр, последующие два хода в любое место. Как только «черные» положили на поле 3 камень, «белые» вправе объявить о смене цвета.
  7. Свободное рэндзю. Доска – 15х15, второй ход «черных» не должен попадать в центральный квадрат (5 на 5 пунктов).
  8. Пента. Доска – 19х19. Первыми ходят «белые» в центр. Когда две фигуры го одного цвета, стоящие рядом, закрыты с обеих сторон фишками соперника, они считаются «добычей» и подлежат удалению с поля. 2-й ход «черные» делают за границей центрального квадрата (5х5). Для победы надо построить ряд минимум из 5 и фишек или убрать с доски 5 «добыч».
  9. Керио-пента. Доска – 19х19. Первый ход «белых» в любую точку поля. «Добыча» двойного или тройного ряда камней удаляется с доски. Победа за тем, кто построит комбинацию из 5 или более фишек или уберет 15 «добыч».
  10. Каро. Доска – 15х15, для победы нужно выстроить ряд из 5, не заблокированных по сторонам камней.
  11. Рэндзю. Доска – 15х15. Запреты касаются только «черных»: нельзя строить длинные ряды и любые вилки. Регламент первых пяти ходов оговаривается индивидуально перед началом игры.
  12. Своп. Доска – 15х15. Игрок, который ходит первым, кладет на любые пункты 2 черных и 1 белую фишку, затем вторая сторона выбирает цвет фишек.
  13. Своп-два. Доска 15х15. Первый ход: 2 черных и 1 белая фишки в любое место. Второй игрок выбирает либо цвет, либо ход двумя камнями (черным и белым) и передачу права выбора цвета противнику.

Тактика и стратегия

Чтобы всегда побеждать в игре, важно знать выигрышную стратегию расположения на поле троек и четверок. Ряды бывают двух видов:

  • открытые – можно достроить с двух сторон;
  • прикрытые – достраиваются с одной стороны.

Линии из трех или четырех камней одного цвета, которую достроить не получится, не считаются тройками и четверками, соответственно.

Открытая четверка – 100%-ная гарантия выигрыша, при условии, что соперник не соберет следующим ходом ряд из пяти камней. Прикрытая четверка не оставляет противнику выбора хода, если проводить аналогию с шахматами, это «шах».

Чтобы выиграть, игроку необходимо строить открытые комбинации и одновременно блокировать ряды другого цвета. Вилка, то есть создание нескольких троек и четверок на поле – повышает вероятность победы, так как второй играющий не сможет за один ход заблокировать все ряды.

Самой эффективной стратегией выигрыша считается «мат» после серии «шахов»:

  • игрок строит несколько открытых троек;
  • потом ход за ходом достраивает их до четверок;
  • противнику ничего не остается, как блокировать ряды, в результате он проигрывает.

Тактика использования фолов: если по условиям игры «черным» запрещены некоторые ходы, «белые» могут использовать этот факт, вынуждая противника построить вилку или длинный ряд. Такая победа называется «выигрыш фолом».

Чем отличается рэндзю и гомоку

Рэндзю произошла от гомоку, основные правила обеих игр одинаковы. Условия последней проще, поэтому именно эта настольная головоломка популярна у обычных пользователей. Профессиональные игроки выбирают рэндзю: чем больше ограничений, тем лучше можно показать уровень мастерства.

В отличие от рэндзю в гомоку:

  • нет ограничений;
  • ряд 6 фигур го и более не обеспечивает выигрыш ни «белым», ни «черным».

Компьютерные программы для игры в гомоку

Существует много компьютерных и мобильных приложений для игры «пять в ряд». Некоторые программы предлагают разные режимы:

  • с искусственным интеллектом;
  • с реальным человеком (онлайн игра).

Каждый апрель на протяжении уже 21 года проводится конкурс Gomocup на лучшую программу с искусственным интеллектом для игры в гомоку. В соревновании принимают участие более 50 человек. Последние три года первое место конкурса присуждается программам от Миры Фонтан из Чехии:

  • Embryo 19.F (2019);
  • Embryo 19.F (2020);
  • Embryo21 (2021).

Лидирующие места в рейтинге Гомокап постоянно занимают такие программы, как:

  • Renjusolver;
  • Goro;
  • Tito;
  • Slowrenju;
  • Hewer.

Китайская программа Fiver никогда не принимала участия в соревновании, но пользуется не меньшей популярностью у игроков.

Турниры

На территории бывшего Советского Союза чемпионат на личное первенство по «пять в ряд» впервые состоялся в 1984 году, а спустя год игроки встретились на командном турнире. С 2013 года на территории нашей страны организовываются регулярные турниры в трех крупных городах.

Каждое мероприятие продолжается до 3 дней, поэтому их даты обычно совпадают с календарными праздниками, которые официально объявлены Президентом РФ выходными. Чемпионат России по гомоку проводится в Москве, Санкт-Петербурге или Тюмени каждый июнь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: