Для тех, кто любит собирать из пазлов яркие картинки, Carcassonne станет настоящим открытием и увлекательным занятием. Появившись около двадцати лет назад, игра стала хитом по всему миру и продается огромными тиражами.
Содержание
- 1 Что за игра Каркассон
- 2 Для кого подходит
- 3 Комплектация
- 4 Правила игры Каркассон
- 5 Дополнения к Каркассону
- 5.1 Река (The River)
- 5.2 Наука и магия
- 5.3 Альпийские луга
- 5.4 Граф (The Count)
- 5.5 Башня (The Tower)
- 5.6 Предместья и обитатели
- 5.7 Катапульта (The Catapult)
- 5.8 Звездные Войны (Star Wars)
- 5.9 Аббат и Мэр (Abbey & Mayor)
- 5.10 Новые земли (The Discovery)
- 5.11 Золотая лихорадка (Goldrausch)
- 5.12 Колесо фортуны (Wheel of Fortune)
- 5.13 Король и Разведчик (King & Scout)
- 5.14 Таверны и Соборы (Inns & Cathedrals)
- 5.15 Дети Каркассона (The Kids of Carcassonne)
- 5.16 Летательные аппараты (The Flying Machines)
- 5.17 Торговцы и Строители (Traders & Builders)
- 5.18 Принцесса и Дракон (The Princess & the Dragon)
- 5.19 Мосты, замки и базары (Bridges, Castles, & Bazaars)
- 5.20 Секты, осады и творчество (Cult, Siege & Creativity)
- 6 Похожие игры
Что за игра Каркассон
Автор стратегии предлагает стать средневековым феодалом и развивать свои угодья при помощи верных подданных и слуг.
У настольной игры «Каркассон» яркое оформление. Она состоит из плотных картонных квадратных карточек и пластмассовых фишек.
Соединяя квадраты, игроки прокладывают дороги, распахивают поля, строят целые города. Их нужно обслуживать и развивать, зарабатывая очки, которые фиксируются на счетном табло. Игра заканчивается, когда на стол ляжет последний квадрат, а выигрывает тот, у кого больше очков.
Каркассон – изобретение немца Клауса-Юргена Вреде. Он вдохновился великолепием архитектурного ансамбля крепости Каркассон во Франции. Именно она легла в основу базовой версии. А сегодня игра получила ряд дополнений и самостоятельные варианты с разными уровнями сложности. Уже на следующий год после выхода в тираж «Каркасон» была признана игрой года.
Для кого подходит
У этой стратегии очень обширная территория. Она рассматривается и как детская, и как семейная, и как корпоративная.
Рекомендуемый возраст игроков от 7 лет. Игра понравится тем, кто увлекается периодом, когда отважные рыцари путешествовали по дорогам Европы, они заезжали в крепости феодалов и нередко сталкивались с разбойниками на дорогах.
Каркассон знакомит со стратегией, развивает пространственное мышление.
Комплектация
Комплект уложен в картонную красивую коробку. В ней находятся:
- инструкция;
- 72 квадрата с фрагментами дорог;
- миплы – 8 забавных фишек-фигурок на каждый из 5 цветов;
- табло подсчета очков.
Понятная и доступная инструкция, идущая в комплекте, поможет быстро вникнуть в суть игры.
Правила игры Каркассон
Процесс заключается в строительстве дорог, на которых участники строят крепости, монастыри, города. Кто-то станет богатым феодалом, а кто-то столкнется с трудностями, которые предстоит преодолеть. Каждый игрок сам решает, куда выкладывать тайлы (фрагменты игрового поля), чтобы создать успешное пространство. Играть можно вдвоем, но допускается и увеличение количества участников до 5 человек.
Подготовка к игре
На стол положите стартовый квадрат. Остальные тайлы перемешайте и сложите в стопку рубашками вверх. Игроки выбирают миплов, забирая по 8 фигурок, одна остается на счетном табло. Ее нужно поставить на стартовую нулевую позицию. Определяется тот, кто будет ходить первым, и игра начинается.
Ход игры
Как и большинство стратегий, «Каркассон» лишен динамики, игроки могут думать не торопясь:
- участник берет верхнюю карточку из стопки, переворачивает и кладет на поле;
- во время своего хода можно поместить на поле мипла;
- при завершении строительства дороги, города или монастыря считаются баллы;
- миплы с этого участка отправляются в запас.
Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все карточки.
Как сыграть тайл
Взяв квадрат из колоды, не торопясь посмотрите на рисунок и подумайте, куда можно поставить тайл. Если на нем изображен фрагмент дороги, то нужно сделать ее продолжением другого участка. Так же с монастырями и полями. Случается, что квадрат никуда не подходит. Тогда его скидывают и берут новый из стопки тайлов.
Как выставить фишку
Фигурки выставляются по определенным правилам. Участник может выставить ее только во время своего хода и только в количестве 1 штуки. Миплы берут из собственного резерва, а не с игрового поля. Важно определить, на какую часть квадрата поставить фигурку. От этого зависит, кем она станет:
- на дороге – разбойник;
- в монастыре – монах;
- в городе – рыцарь;
- в поле – крестьянин.
Правила не разрешают ставить несколько фигурок за один ход. Нельзя поставить фишку на дороге или другом объекте, если его строит другой строитель. Если в резерве игрока не осталось свободных миплов, ему придется ждать момента, когда какой-нибудь выйдет с поля.
Как завершить строительство
Подсчитываются очки после завершения строительства объекта. Стоимость высчитывается в количестве квадратов, которые захватывает крепость или дорога. Монастырь же всегда стоит на одном тайле.
Объект | Условие завершения строительства | Расположение мипла | Количество очков |
Дорога | Если упирается в крепость, перекресток, монастырь | На дороге | Один тайл с дорогой – 1 очко |
Город | Замыкание стен в кольцо | Внутри города | 2 очка за каждый тайл, еще 2 очка, если на карточке изображен щит |
Монастырь | Окружение со всех сторон другими карточками | Внутри монастыря | Всегда 9 очков |
После завершения строительства игрок забирает мипла в запас, а фишка на счетном табло передвигается на нужное количество баллов.
Для чего нужны поля и крестьяне
Увеличить количество очков по итогу завершения строительства можно при помощи крестьян, которые трудятся на полях.
Поле – это пространство вокруг городов и монастыря, а также по краю игрового поля. Владельцу города, у которого на поле служит больше всего работников, добавляется 3 очка.
Стратегия заставляет думать, стоит ли тратить фигурки на крестьян, ведь по завершении строительства они в резерв не возвращаются.
Конец игры
Каркассон считается сыгранным, когда на поле выложена последняя карточка. К этому моменту уже выявляется лидер-победитель, но все может изменить подсчет долгосрочных строений.
Подсчет очков
К уже посчитанным очкам производится начисление баллов за недостроенные объекты:
- дорога – 1 балл за каждую карточку с изображением отрезка;
- монастырь – добавьте по 1 баллу за каждый тайл, который граничит с монастырем;
- город – по 1 баллу с изображением стен и за каждую карточку со щитом.
А миплы продвигаются вперед по счетной панели.
Определение победителя
По счетным панелям считаются баллы. Глубина счетной сетки всего 50 позиций. Если вы набрали больше, считайте по кругу, возвращаясь снова на нулевую позицию и продолжая двигать шкалу. У кого результат выше, тот победитель «Каркассона».
Дополнения к Каркассону
Если вы уже освоили Carcassonne, можно выбрать «Каркассон» из списка дополнений. За годы существования игры вышло около 20 интересных вариантов. Дополнения к базовой игре делают «Каркассон» более интересным, захватывающим, а иногда и стратегически сложным.
Река (The River)
Началом игры становится источник реки – стартовая карточка. Далее игроки выкладывают реку и тайлы по ее берегам, а еще озеро и вулкан. Дополнительные очки приносит свиноферма.
Наука и магия
Маги, ведьмы и грабители, ищущие золотые слитки, разнообразят и даже в корне изменят ход игры. А им противодействуют алхимики. Настоящий научный прорыв Средневековья!
Альпийские луга
Кроме того, что игра станет еще красочнее, изменится механика подсчета очков, а также сам экстерьер. Не будет монастырей и крепостей, их заменят тропы и хлева, а пасущиеся животные принесут дополнительное очко.
Граф (The Count)
Сет станет больше на 22 тайла. Между монахами и еретиками начинается борьба за 5 карточек капища. Придется побороться за поддержку графа, а он в игре всего один.
Башня (The Tower)
Хороший способ спрятать тайлы из базового и других предложений в башню. Для этого в комплект добавлены 18 карточек, из которых собирается сооружение на территории феодальной крепости. Теперь разбойникам и грабителям будет не так просто добраться до сокровищ, зато вы сможете взять мипл соперника в плен. Чтобы заполучить его обратно, придется заплатить 3 балла.
Предместья и обитатели
Новые фигуры и герои появляются и в этой версии. Бонусные очки можно заработать, продав вино, пшеницу, ткани. Получив фигурку «Умелец», игрок может выложить дополнительный квадрат. А «Аббат» и «Мэр» открывают 18 новых тайлов для расширения игры.
Катапульта (The Catapult)
Кому-то покажется, что это самый лучший Каркассон, ведь здесь не только квадраты и фигурки, но и настоящая, реальная катапульта, из которой игроки могут стрелять по территории соперника.
Звездные Войны (Star Wars)
В игру вступают три новых фракции – охотники за головами, имперцы и повстанцы. Радикально меняется и антураж. Теперь вместо полей космическая галактика, а вместо городов – астероидные поля.
Аббат и Мэр (Abbey & Mayor)
Это дополнение вышло пятым по счету после базовой версии. Игровое поле украсят величественные соборы и храмы, а дополнительные очки «раздает» фигурка Мэра.
Новые земли (The Discovery)
Территория представлена морями, степями, горами. В каждой локации свои «хозяева» и в этом дополнении они не только разбойники, но и морские навигаторы, а также степные первопроходцы.
Золотая лихорадка (Goldrausch)
Эта версия предлагает игрокам побывать на Диком Западе и поохотиться за золотыми камушками. Очки можно получить от торговли с индейцами.
Колесо фортуны (Wheel of Fortune)
Хороший ремейк базовой версии «Каркосона», который дополняет основу или используется соло. Колесо Фортуны меняет правила. Оно посылает различные испытания игрокам – то нашлет налоги на хозяйство, то уничтожает монастыри, то в Каркосоне начинают дуть смертельно опасные ветры.
Король и Разведчик (King & Scout)
Вводится новое правило и новые герои. Теперь Король раздает бонусы за достроенные объекты, а разведчик дарит дополнительные очки за незавершенные дороги.
Таверны и Соборы (Inns & Cathedrals)
Стройте таверны на озере и размещайте в них разбойников – это большой бонус к общему количеству очков. Но имейте ввиду – весь недостроенный путь не будет «оплачен» и к концу игры вы можете оказаться ни с чем!
Дети Каркассона (The Kids of Carcassonne)
Аналог «большой» игры для малышей в возрасте 4-6 лет. Здесь не так много тайлов и упрощенные детские правила.
Летательные аппараты (The Flying Machines)
Дополнение входит в комплект сета «Каркассон. Наука и Магия». Найдя такой объединенный вариант, можно не собирать версию из отдельных дополнений.
Торговцы и Строители (Traders & Builders)
Торгуйте вином, зерном, тканями и стройте загоны для свинок, чтобы в конце игры получить дополнительные жетоны. А еще в этой версии появились картинки животных на тайлах.
Принцесса и Дракон (The Princess & the Dragon)
Целых 12 драконов летают над Средневековым княжеством, передвигаясь особым образом. А принцесса стремится скорее подобраться к городу и соблазнить доблестного рыцаря, чтобы передать его игроку-владельцу карты Принцесса.
Мосты, замки и базары (Bridges, Castles, & Bazaars)
Главная проблема с дорогами решается посредством установки мостов. Теперь если на пути появилась крепость или город игрок устанавливает деревянный мосточек. А еще ведется конкурентная торговля различными товарами.
Секты, осады и творчество (Cult, Siege & Creativity)
Мини-набор, который обычно покупается для расширения возможностей в уже больших, скомпонованных дополнениями, играх. Как самостоятельная версия он не используется.
Похожие игры
«Каркассон» имеет уверенных конкурентов в жанре стратегии. Они также состоят из карт-тайлов, фигурок и отлично развивают пространственное мышление. В числе самых интересных и заслуживающих внимания:
- «Королевские врата» — стратегия, в которой у каждого игрока своя провинция, но все они хотят обладать большей территорией.
- «Колонизаторы» — в игре участвуют 6-угольные карточки, из которых игроки составляют игровое пространство. Колонизаторам придется разработать хитроумный план, чтобы купить продукцию для строительства дорог, сел и городов.
- «Викинги» — игровой комплект состоит из карточек с изображением суровых викингов и северных фьордов. Они направляются покорять земли на драккарах – уникальных кораблях. Не всегда они решаются вступить в бой, чаще занимаются торговлей и ремеслами.
Стратегия – удивительный жанр, который полюбился и взрослым, и детям. Некоторые игры приводят к финишу уже через полчаса, в другие можно играть часами, создавая свой собственный мир, который живет по определенным правилам. Эти игры нельзя делить на плохие и хорошие. Схожие по механике, каждая создает уникальное впечатление.