Слыша название «Быки и коровы» впервые, о цифрах и логике думаешь в последнюю очередь. Зря. Так называется математическая настольная игра, предшественница MasterMind («Властелина разума»), уходящая корнями аж в Англию XIX века.
Содержание
Что нужно для игры
Существуют наборы для игры в MasterMind и его модификации. Туда входят:
- фишки разных цветов;
- поле с ячейками для фишек.
При игре в классическую версию обходятся без этого – достаточно ручки и бумаги. Ну и готовности пораскинуть мозгами, само собой.
Вариации игры
За долгую историю «Быков и коров», кроме классической логической игры с числами, суть которой – расшифровка кода соперника, появилось еще несколько вариантов:
Игра с цветом – «Властелин разума»
В них числовой код заменен на последовательность из разноцветных фишек.
В 1971 году британская компания Invicta Plastics пошла на риск, решив издать увиденное на Нюренбургской Международной выставке игрушек творение сорокаоднолетнего израильского спеца по телекоммуникациям Мордехая Мейровица, придуманное за год до этого. Так родилась самая известная последовательница «Быков и коровок».
В оригинальной версии код состоял из 4-х цветов, а в комплект входили фишки 6 цветов, но уже за первые годы жизни игра начала обзаводиться вариациями. В Grand Mastermind стало нужно угадывать еще и форму фишек. В Mastermind Challenge число цветов возросло до 8, код стал пятизначным, но важнее, что игроки одновременно отгадывали коды друг друга. В New Mastermind, 2004 года, появилась возможность играть впятером. Вышли детская версия, появился Mastermind для компьютеров. Это – исключая аналоги, выходившие под другими названиями, такие как IQ Эврика, фирмы Bondibon.
Правила:
- Загадывающий выставляет на торце поля или за специальной ширмой код из фишек разных цветов.
- Дешифровщик выкладывает вариант комбинации.
- В соответствии с конкретной версией, задействуются или расположенные по разным сторонам поля выдвижные стержни с делениями, или черные и белые фишки.
- При использовании стержней: если совпал только цвет –белый стержень выдвигается на число делений, равное угаданным цветам, а если верна и позиция – по аналогичной схеме игрок выдвигает также красный стержень с другой стороны поля.
- При использовании фишек: при совпадении цвета выставляется белая фишка, при совпадении цвета и позиции – нужно брать и выставлять черную. Порядок черных и белых фишек случайный.
- После подсчета совпадений, отгадывающий делает следующую попытку. Число попыток различается в зависимости от версии.
- Игра может вестись на очки, тогда каждая строчка фишек будет приносить очко загадавшему.
Слишком много случайности? Хотите проверить эрудицию? Тогда больше подойдет другой вариант.
Игра со словами
Тут, как можно догадаться, отгадываются слова. Правила следующие:
- Сначала выбирается уровень сложности, т.е. количество букв в загаданных словах, допустимость повторов. Большее число знаков, их повторение усложняют игру. Чаще всего букв от 4-х до 6. Пример: слово «алфавит» сложнее, чем слово «мыло», т.к. состоит из 7 букв, а «а» присутствует дважды. Слово должно стоять в именительном падеже, единственном числе.
- Ведущий загадывает слово.
- Отгадывающий озвучивает свой вариант.
- Ему сообщают количество «быков» (отгаданных символов, стоящих на своем месте) или «коров» (верных символов, положение которых отличается).
- Буква считается столько раз, сколько раз она встречается в предложенном вторым играющим варианте.
- Буквы-дублеры считаются отдельно друг от друга.
Цель игры – отгадать слово.
Правила игры
Вернемся от разновидностей к оригиналу. Итак, каковы принципы игры в обычных «Быков и коров»?
Участвует двое. Игра может вестись в разных режимах:
- игроки занимаются параллельной дешифровкой кодов друг друга;
- один из участников загадывает комбинацию, следит за совпадениями с ней варианта разгадывающего.
Порядок действий игроков следующий:
- Ведущий (или оба участника, при первом варианте) загадывает четырехзначное число, без повтора цифр.
- Оппонент предлагает первый вариант решения.
- Загадавший сверяется со своей комбинаций и озвучивает количество «коров» и «быков». К примеру, было загадано число 5237. Вариант разгадывающего – 2839. Совпало две цифры: 2 и 3, причем 3 – на верной позиции. Итого: игрок получает одну «корову» (за 2) и одного быка (за 3). Что важно: ошибочная подсказка, т.е. выдача зашифровавшим участником отгадывающему неправильного количества «коров» и «бычков», означает поражение такого участника. Подобная хитрость тут не пройдет.
- Теперь ход или переходит ко второму игроку, или единственный дешифровщик продолжает решать загадку.
- Чтобы выиграть нужно или просто отгадать число, или сделать это первым. Когда первым находит нужную комбинацию тот, с кого игра начиналась, то у второго остается одна попытка, чтобы попытаться переломить ход игры.
На первый взгляд – ничего сверхсложного. Вот только преданные поклонники считают иначе. Они выстраивают собственные тактики, создают математические алгоритмы, чтобы расшифровать код быстрее. Это не просто «морской бой с цифрами», а игра, которая может принести ощутимую пользу, помочь, решая вроде бы несложные задания, развить стратегическое мышление, прокачать свой скилл математики.