Brick Game и “Тетрис” – названия понятные не только геймерам, но и тем, кто трогал игровую приставку только в детстве. А вот с Blokus все сложнее, хотя эта настольная игра успела за свою не очень-то долгую жизнь стать обладателем целого букета премий. Пора узнать больше об этой французской родственнице Тетриса.
История настольной игры
Тетрис появился в 1984 году, игра Блокус – спустя почти 20 лет, в 2000-ом. А задолго до них обеих, в 1852 году, когда о приставках еще никто не помышлял, да и выбор настолок был не сказать, чтобы огромным, математик Фрэнсис Гутри высказал теорию о четырех красках. Она пришла ему в голову во время работы над картой английских графств, и гласила, что для этой цели достаточно красок 4-х цветов. Смешиваться и мешать чтению карты такой минимализм не будет.
Казалось бы, ничего сложного в проверке заявления нет, но доказать теорию смогли только спустя почти век, в 1977 (по другим данным – в 1976) году. Эта теорема стала первой, доказанной с помощью компьютера. Разгадали задачку Кеннет Аппель и Вольфганг Хакен. Впрочем, ни они, ни Гутри прямого отношения к появлению Блокуса не имеют.
Теорема подкинула идею создания игры французскому математику Бернарду Тавитиану. Первым издателем “настольного тетриса” стала французская компания Sekkoia, и уже в 2001-м игра стала обладателем “Золотого туза” Международного Каннского фестиваля игр. На этом Blokus не остановилась: Japan Boardgame Prize в 2002 году, звание Игра года Финляндии и “Выбор Менсы” – 2003 г., американская премия Major Fun, “Игра года Швеции” – 2004. Всего с 2000 года игра собрала 26 наград.
Кроме классической версии появилась дорожная Blokus Travel, трехмерная Blokus 3D, рассчитанная на двух человек Blokus Duo, треугольная Blokus Trigon.
Состав
В набор классической версии для 4-х игроков входят:
- доска для игры 20х20 (400 клеток);
- 84 фигуры 4-х цветов (по 21 каждого цвета).
Фигуры делятся на:
- одноклеточные (мономино) – 1 шт.;
- двухклеточные (домино) – 1;
- трехклеточные (триоминос) – 2;
- четырехклеточые (тетраминос) – 5;
- пятиклеточные (пентаминос) – 12.
Цель
Чтобы выиграть в Блокус необходимо выставить все фигуры либо оставить у себя минимальное число элементов. Пора разобраться с правилами игры.
Правила
Хоть “Тетрис” – первое, что вспоминается при взгляде на “Блокус”, суть игр ощутимо различается.
В начале партии каждому игроку принадлежит свой угол поля. Первым ходом игрок должен поместить элемент именно туда. Далее:
- Игроки ходят поочередно, выкладывая по одной фигуре.
- Фигуры одного цвета должны соприкасаться друг с другом углами, но не сторонами.
- Фигуры разных цветов могут соприкасаться как угодно.
- Игрок, лишенный возможности выставить фигуру пропускает ход.
- Участники продолжают играть, пока хотя бы у одного из них есть куда выставить фигуру.
После того как все исчерпали возможности для хода, начинается подсчет очков. Как их получать:
- Игрок выложил все элементы – 15 очков.
- На руках не осталось фигур, а последней, выложенной на поле была мономино – 20 очков.
- За каждую клетку каждой фигуры оставшейся у участника, он получает штрафное очко.
Выглядит просто. При этом, у Блокуса есть свои тактические приемы:
- Помнить нужно не только о том, какие элементы на руках у тебя. Знать “руку” противника даже важнее – так можно попытаться предсказать его дальнейшие действия.
- Первыми лучше выкладывать крупные фигуры, пока для них есть место.
- Двигаться стоит от угла к центру, с самого начала “рисуя” из элементов своеобразное “дерево”.
Прелесть Блокуса еще и в том, что даже его классическая версия включает несколько режимов игры, кроме базового, где 4 участника играют одним цветом и выступают каждый сам за себя.
Среди них:
- “Командный режим”: команда “сине-красных” выступает против “желто-зеленых”. Игра усложняется тем, что теперь нужно не только выставить свою фигуру, но и не помешать этим своему сокоманднику.
- Режим для двух участников, где каждый играет двумя цветами.
- Вариант для трех игроков, где элементы четвертого цвета рандомно выставляются на поле и играют роль препятствий.
- Еще одна версия для троих, где один из участников, по жребию или добровольно, усложняет собственную позицию, и играет двумя цветами.