Французская абстрактная стратегическая настольная игра «Абалон» – пример того, что все гениальное просто. Бестселлер, остающийся популярным не один десяток лет, состоит из шестиугольной доски и сфер 2-х цветов. Никаких персонажей, никаких красочных артов – только простор для создания игроками собственных тактик.
Содержание
История игры
Придумали «Абалон» двое – дизайнер Мишель Лале и разработчик настольных игр Лоран Леви. Создавая проект, французы смешали коктейль из гексогональных шашек, мадагаскарского фанорона и… японской борьбы сумо. Если про первые все понятно – у шашек трильма позаимствовали направления ходов, форму поля, а у фанорона – возможность не ограничиваться воздействием исключительно на одну фигуру противника, то относительно сумо возникают вопросы.
Все просто. У сумо разработчики подсмотрели концепцию выталкивания фигур с поля – легкий отряд не может подвинуть более тяжелый, как борец меньшего веса вряд ли смог бы сдвинуть существенно превосходящего массой соперника.
Подарило сумо игре и первоначальное название – «Сумито». Так авторы назвали свое детище в 1987 году. На создание игры их вдохновила встреча с сыном французского посла, вынужденным сопровождать отца, и не знавшем, чем себя занять. Воплотить идею вышло не сразу – долго не получалось найти инвесторов. Помог Андре Ярно из Union Financiere de France Banque, оказавшийся соседом семьи Лорана Леви.
В 1988 году «новорожденная» игра получила главный приз конкурса создателей игр в Булонь-Бийанкур. Правда, история «Сумито» тут закончилась – название сменилось на «Абалон». Ради продвижения игры была создана компания «Abalone Game».
Есть 2 трактовки нового имени проекта. По одной, оно произошло от английского названия моллюска «морское ушко» – «abalone». Якобы, на мысли о нем авторов навело сходство игровых шариков с жемчужинами. Более прозаичная версия тоже связана с английским языком. Возможно, «abalone» – это сочетание приставки отрицания «ab-» со словом «alone» – «один».
Так или иначе, теперь «сумито» стало лишь названием атакующего хода, а игра под новым звучным именем продолжила собирать награды. В 1989 ей достался «Золотой туз» Международного Каннского фестиваля игр. «Абалон» начала издаваться за пределами Франции, стала «выбором «Менсы» (1990) – получила награду, вручаемую настольным играм американским филиалом всемирной организации людей, обладающих высоким IQ. Увенчал список наград второй «Золотой туз», полученный «Абалон» в 1998 году. Только теперь ее назвали уже «игрой десятилетия».
За более чем 30-летнюю историю «Абалон» несколько раз меняла издателя, обзавелась собственным кубком мира, проводимым в рамках Олимпиады интеллектуального спорта, получила несколько «ремейков». Успех «очередной версии шашек» многие поклонники видят в формате фигур – стеклянные шары тактильно приятнее обычных плоских фигурок.
Прохладные, увесистые, при столкновение издающие приятный звук – сферы вызывают желание коснуться их. Сходные ощущения рождают знаменитые китайские шары.
От лирики вернемся к реальности и, перед тем как описать правила «Абалон», скажем пару слов о дальнейшей судьбе создателей. Мишель Лале и Лоран Леви создали вместе еще 3 проекта – Abalone Extra Player Marbles (1988), Abalone Quattro (2003), Offboard (2011). Все они являлись различными вариациями классической «Абалон». Кроме того, Леви успел приложить руку к знаменитой «Катамино» (2002), а Лале поработать над игрой, посвященной наскальной живопись Lascaux (2007).
В 1993 году друзья основали Week End Games – компанию, представляющую интересы французских авторов настольных игр. Лоран Леви активно занимается адаптацией настолок для персональных компьютеров. Мишель Лале решил больше времени уделять своей давней любви – литературе.
Комплектация
Комплектация классического «Абалона» следующая:
- шестиугольное поле (61 ячейка);
- 14 белых шаров;
- 14 черных шаров;
- буклет с правилами.
Правила игры
Цель – вытолкнуть с доски 6 сфер соперника. Это необходимое условие завершения партии.
Перед стартом производится начальная расстановка шаров, участники выбирают цвет. Первый ход делает сторона черных.
Поле не имеет оригинальных обозначений ячеек. Можно использовать нотацию, схожую с шахматной:
- Горизонтальные линии маркируются буквами от A до I, сверху вниз. Точка отсчета – позиция черных.
- Диагонали обозначаются цифрами: 1 – 9, слева направо.
Линейные ходы обозначаются координатами стартовой и финальной ячеек, между которыми переставляется сфера. Если сдвигается группа шаров, то координаты ячеек высчитываются по последнему шару.
Для двух игроков
Когда подготовка завершена, наступает момент начать игру. Классическая партия ведется вдвоем.
За ход игрок способен совершить одно из двух действий:
- переместить сферу;
- выполнить сумито – вытеснение шара противника.
Разрешено двигать один свой шар или ряд из двух – трех шаров. Если на пути перемещения встречаются сферы противника, то самое время атаковать. Условия следующие:
- За выталкиваемыми шарами обязательно должна находиться пустая лунка, либо граница поля.
- 2 шара выталкивают 1, 3 – 2.
- При равном числе столкнувшихся шаров сумито невозможно.
Принципы перемещения шаров:
- Сфера может двигаться на одну соседнюю лунку.
- Шары сдвигаются по любому из шести направлений.
- Группы шаров перемещаются в едином направлении.
Можно вводить временной лимит хода: 10 – 15 минут. На соревнованиях ограничения времени устанавливаются всегда, чтобы не допустить затягивания партии.
Кроме официальных правил, есть множество пользовательских модификаций с нестандартными стартовыми позициями, ограничением по количеству ходов, игрой одним цветом, введением препятствий.
Для трех и более игроков
Еще в далеком 1988 году авторы настольной игры позаботились о тех, кто захочет поиграть большой компанией, выпустив предназначенную для 3 – 6 человек Abalone Extra Player Marbles, позже появилась более камерная (до четырех участников) Abalone Quattro. Обе версии добавляют шарики других цветов.
Обычную «Абалон» тоже реально приспособить для игры вчетвером. Есть 2 решения:
- Командный режим 2х2, сферами 2-х цветов. Сохраняются правила стандартной игры. Общаться членам группы нельзя.
- Режим, где участники одной команды играют шарами разного цвета. Игрок реагирует своим ходом на ход другим цветом игрока второй команды. Переговоры запрещены.