Четверо за столом, две колоды игральных карт, сдача, жребий определяет пары, козырь раскрыт – так начинается карточная игра “Вист”. До прихода “Бриджа” и “Преферанса” игра пользовалась беспрецедентной популярностью, а люди, умевшие мастерски обыгрывать партнеров, считались настоящими мастерами высокого уровня стратегии.
История виста
Карточные игры появились задолго до прихода “Виста”. В XVI веке аристократы играли в “козырь” или “ерш”. Начало XVIII века ознаменовалось изменениями в правилах и появлением новой игры “whist”, что трактовалось, как “тихий”, “внимательный”.
В 1742 году Эдмонд Хойл, известный своим пристрастием к азартным играм, опубликовал “Трактат об игре в вист” и начал обучать представителей аристократии азам карточной стратегии. Вист обрел бешеную популярность в кругах высшего общества, в него играли джентльмены, собирая по вечерам за столом, накрытым зеленым сукном.
Существовали не только правила игры в Вист, но и особый этикет, законы, которым следовали игроки. Аристократы собирались на светские мероприятия – вист-драйвы. В конце 19 столетия вводился ряд нововведений, который привел к появлению разновидностей игры. А в начале XX века на смену Висту пришел Бридж.
Правила игры
Оптимальное количество игроков – 4 человека, которые играют пара-на-пару двумя колодами из 52 карт. Тот игрок, который вытянул карту наименьшего значения при жеребьевке, раздает. Нижняя карта в колоде определяет козырь.
Партия проводится в три этапа, если в первых двух выигрывает одна пара партнеров, происходит роббер и третья партия не разыгрывается. Победителями считаются собравшие больше взяток партнеры. Проводится подсчет очков, игроки меняются парами.
Партии делятся на:
- простые – проигравшие берут 6 взяток;
- двойные – 4 леве у проигравших;
- тройные – не взяли ни одной взятки, все 13 собрали выигравшие партнеры.
Игра может начаться с карты любого значения. Начинающий кладет ее на стол, соперник отвечает той же мастью или бьет козырем. Класть карту иной масти запрещается и наказывается штрафом. Круг игры завершается, когда один из участников кладет карту наивысшего значения. Он забирает взятку и делает ход.
Важно! В “Висте” нельзя переговариваться, подавать знаки партнеру, подмигивать, кивать, делать какие-либо жесты. Такое поведение приравнивается к шулерству.
Игра имеет четкую терминологию, определяющую этапы и процессы:
- роббер – сыгранные в пользу партнеров две партии подряд;
- онеры – козырные туз, король, дама, валет, 10;
- коронки – минимальная состоит из трех карт от туза до дамы, максимальная дополняется валетом и десяткой;
- трик – каждая лишняя взятка сверх пятой;
- шлем – 13 взяток у игроков.
Играющие стараются собрать коронки, так как они дают дополнительные очки при подведении итогов. Если в игре происходит роббер, то он добавляет партнерам 10 очков, полностью сыгранная партия увеличивает общую сумму на 5 очков.
Понятие “трик” появилось в ходе видоизменений классического Виста. Изначально победителям необходимо было набрать десять леве, позднее правила допустили пять взяток за партию. Каждая, взятая сверх них, называется триком и оплачивается в два пункта. Четыре старшие карты у пары игроков (онеры) засчитываются 4 пунктами, а три – двумя.
Важно! Если в партнеры проиграли роббер, но выиграли одну партию, очки за нее вычитаются у победителей.
Подсчет очков проводится на листе бумаги, засчитываются все премиальные пункты:
- шлем (малый) – 10, большой – 20;
- минимальная коронка – 5;
- каждая последующая карта после минимальной коронки – 5;
- козырные коронки – очки удваиваются;
- роббер – 10;
- партия – 5.
На первый взгляд может показаться, что играть в Вист сложно, правила мудреные, тактика запутанная. Важно запоминать карты, просчитывать, сколько козырей или карт одной масти находится в руках у партнера и соперников, блефовать, начиная ход с пустой карты, чтобы не разоблачить онеры.
Разновидности
В “Вист” играют вчетвером, но можно и втроем или впятером, вшестером. В этом случае “лишние” игроки становятся “отдыхающими”, а при отсутствии четвертого участника его функцию выполняют открытые карты, называемые “балваном”.
Популярная игра имеет разные виды и дополнения:
- Анфилада. При особенной масти партия оканчивается за один короткий тур. В анфиладе сумма очков, превышающая 10, переходит в следующую партию.
- Прусский. Участников всего двое, но сдача осуществляется на четверых. Тот игрок, которому не понравились карты, в прусском висте может обменять их на свободные. Вернуть обратно свои он не может.
- С особенной мастью. Модификация заключается в назначении особенной масти, если она идентична козырной, очки удваиваются.
- Ералаш. Игра без козырей, собираются только тузы.
- Вист втроем. Играют трое, на четвертого раскладываются “болваны”, которыми распоряжается участник без партнера.
- Заказной. Козырь не вытягивается, а назначается участником, сделавшим наивысшую ставку, он же начинает ход.
- Прогулочный. Партнеры, раздающие карты, определяют правила и назначают ставки.
- Гусарский. Участвует любое количество игроков, каждый играет сам за себя.
Однажды сев за стол, вы непременно втянитесь. В игре всегда присутствует интрига, каждая сыгранная партия заражает азартом, заставляет играющих снова и снова сдавать карты.